kan_kendarat (kan_kendarat) wrote,
kan_kendarat
kan_kendarat

Categories:

Там лилии цветут...

(из моего архива)



У церкви Сергия Радонежского я оказалась случайно. Приятельница притащила, дабы похвастаться чапаевской достопримечательностью. ( Чапаевск -  небольшой городок, примерно 60 км от Самары). У церковной ограды я, как и положено, перекрестилась, поклонилась. Однако, пройдя десяток шагов, присвистнула:

- О-ля-ля… И ты сюда ходишь, дорогая?   Воля твоя. Но я не переступлю этот порог.

Я стянула косынку и достала пачку сигарет. Поведение архинеприличное. Сейчас думаю: я бы не повела себя так у католического храма, у мечети, даже у синтоистов не стала бы нарушать традиций и оказала бы все почести пусть чужим, но богам. А здесь – как замкнуло: нет, голубчики, никакого уважения, никакого почтения от меня не дождётесь.

Я не воцерковлена, каждый раз вспоминаю, с какого плеча нужно креститься, но любой человек, воспитанный в православной культуре, сразу почувствует в этой церкви что-то недоброе. Злобные, размазанные лица ангелов и святых… Не-не-не, ребята!   Это не наши святые. Это вообще не святые. Тут что-то не то.



Церковку я запомнила. Очень бы хотелось прочитать что-то готовенькое, где мне разложили бы всё по полочкам и объяснили, откуда в этой чертовщине ноги растут. Но в сети, к сожалению, ничего внятного не нашлось. Пришлось доставать пыльные конспекты забытых лекций, рыться в книжках по символике, пересмотреть чёртову тучу роликов на ю-тубе, в общем, на неделю выпасть из жизни. Но оно того стоило. История открылась фантастическая, очень грустная, и, как всякая хорошая древняя история, оказалась она про день сегодняшний.

Прежде всего меня зацепила вот эта мозаика. Все фотографии я беру из журнала  местного юзера  golema, за что ему огромное спасибо, иначе я не могла бы десятки раз сравнивать, увеличивать фрагменты. А благодаря golema – запросто.

Итак, что же мы видим на этой картинке? golema объясняет, что здесь преподобный Сергий Радонежский благословляет   Дмитрия Донского.   Тихо-тихо-тихо, граждане. Ничего подобного на этой мозаике мы не видим.   Для начала: Сергий Радонежский причислен к лику святых. Донской - тоже, но позже. Почему у них нет нимбов? Это же не Бородинская панорама с жанровыми сценами на исторические сюжеты. Это церковь.

Мне удалось отыскать полотно, которое, по – видимому, послужило источником вдохновения для автора мозаики.

Картина «Святой Сергий благословляет Дмитрия Донского на битву и отпускает и с ним двух иноков» художника Александра Никаноровича Новоскольцева. В 1882 году за эту картину он был награждён медалью Санкт-Петербургской Академии художеств. А спустя 15 лет, в 1897 году , будучи  уже академиком исторической живописи, писал по заказу самарской городской думы портрет П.В. Алабина. Вот такой выверт судьбы, который для меня был полной неожиданностью.

Полагаю, сходство мозаики и картины Новоскольцева всем очевидно? Ну, а теперь, попробуйте найти  различия..

Итак, что же мы видим на этой замечательной картинке? Именно «видим» и верим только своим глазам. На этой замечательной картинке мы видим, как норманский рыцарь приносит клятву верности Санта-Клаусу.

Преподобный Сергий? Помилуйте, да где же вы здесь увидели старца-иеромонаха? Нелепость этой фигуры царапает глаз, но я довольно долго не могла понять, что именно в ней так раздражает. Башмаки! В Италии не так давно был скандал, когда католики увидели, что Папа носит Prada .



А  в какой фирме обувается наш Патриарх? Вы когда -нибудь видели его туфли? И не увидите. Есть чёткая разница между рясой православного священника и сутаной католика. У католиков она едва достаёт до щиколотки, и меряется, как 7/ 9 от плеча до земли. А у православных – ровно в землю.

Колпачок очень мил, хорошо подобран в тон. Его с большой натяжкой можно было бы принять за скуфию, но, во-первых, у православных скуфия никак не может быть голубой (только чёрная), во-вторых, её надевают глубоко, на лоб. А в- третьих, Сергий никак не мог носить скуфию. Потому что она была для белого духовенства. Наш же старец был иеромонахом, и значит, на голове у него мог быть только клобук с небольшой мантией.

я долго выясняла, что надето на старичке – саккос или фелонь: церковные одежды - это целая наука с очень строгими правилами, которые  не меняются практически с 13-го века.  Всё- таки   оказалась фелонь.

И, наконец, обратите внимание на странный крест, что Санта-Клаус держит в руках. Это не православный крест. В нашем кресте нижняя перекладина под наклоном.



Здесь все три перекладины параллельны. Это католический, «папский крест».

Неплохо для церковной мозаики, правда? Да-да, вы правы: и на полотне Новоскольцева есть те же самые странности.

Поверьте, мне совсем нелегко было спорить с академиком исторической живописи Новоскольцевым. Именно поэтому я дотошно выясняла каждую деталь. Впрочем, после того, как я увидела картину академика «Опричники в доме опального боярина», прямо скажем, стало полегче. Терзаться я перестала. Посмотрите внимательно на этого шикарно разодетого опричника.



При этом абсолютно точно известно и задокументировано, что опричники одевались, подобно монахам, во всё чёрное. Мне стало ясно, что исторической достоверностью академик не заморачивался, а вольно и ярко фантазировал на тему. Он  мирской  художник, и игра света для него важнее исторической правды. Но не кажется ли вам странным, что в церковной мозаике, где должен царствовать канон, где именно эти детали полны сакрального смысла, все несообразности в результате только усилены? Обратите внимание на то, как резко изменён облик   русского князя. Этот жгучий брюнет с орлиным носом и есть русич? Ну, вылитый славянин. Однозначно.

Меня коробит здесь обнажённый меч. Очень сильно коробит.  Отчего-то мне кажется, что  православный священник не может благославлять  оружие. Впрочем, после того, как  наш Патриарх освятил атомные ракеты...  Я так и не нашла однозначного ответа: можно ли обнажать меч в стенах православной церкви.  В католической - да, можно.


Посвящение в рыцари. [Военно-исторический словарь]

Вначале церемония посвящения носила мирской характер. Затем церковь включила ее в религ. рамки, превратила в религ. Церемонию. Юноша должен был выстоять мессу, исповедоваться, причаститься, затем возложить свое оружие на алтарь и опуститься на колени перед священником, который благословлял его меч и затем, с молитвой, вручал его. Благословляя оружие, церковь внушала мысль, что рыцарь должен быть христиан. воином и защитником церкви".



Да что ж так похоже-то, Господи... Как хотите, но  на этой замечательной картинке, долженствующей, вроде бы, изображать благословление Сергием Радонежским Дмитрия Донского,  я вижу … посвящение рыцаря-крестоносца.

Ну, а почему мозаика, в отличие от полотна Новоскольцева, сделана в сине-красных тонах, и почему все эти странности абсолютно устраивали Великого Князя Сергея Михайловича,  заказчика и главного спонсора строительства церкви, - это, пожалуй, во всей этой истории самое интересное.



Фото из жж golema  и selesta-rusa
 ЗЫ. Други, я не искусствовед,  не специалист по масонству и проч. Но у нас эта странная церковь окружена молчанием, поэтому приходится докапываться до всего самой. Все   поправки, уточнения приму с благодарностью.
(продолжение следует)

Subscribe

  • СКАЗКА ПРО СРУЛИКА

    А хотите, камрады, я вам расскажу, кто и зачем прогундел нам все уши про пакт Молотова-Рибентропа и сильно секретные протоколы? Я могу…

  • ИЗМЕННИК РОДИНЫ. ч.4

    Это мой второй жж. часть 1, часть 2 часть 3 Краткое содержание предыдущих частей: Григорий Циденков, кандидат социологических наук,…

  • МНЕ РАКШИН ДРУГ. НО ВЕДЬ RAMMSTEIN ДОРОЖЕ :)

    ПРЕДЫСТОРИЯ Тут днями ко мне в пост в Фейсбуке , где я аккуратно высказывала своё предположение, что героиня нового клипа Rammstein…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 9 comments